Венеция. Любовь без правил и без регламентов

Возможно, я сейчас – ненароком, невзначай – обижу сотни прекрасных и неповторимых городов мира, в которых мне выпало счастье побывать. Но от признания не удержусь: Венеция, ты – number one, novant’anni… словом, номер один. Ты – на всю жизнь.

И не сомневаюсь, что примерно с таким же чувством собрались 3 июля в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно», где проходит (и будет проходить до 29 августа) потрясающая  выставка «Под маской Венеции», участники и гости public talk. Ведь уже сама тема не вызывала сомнений: «Венеция – источник вдохновения».

И если сидящие в зале объяснялись (не сомневаюсь!) в любви к Венеции мыслечувственно, порой сопровождая это невнятными воскликами: о да! ах! и проч., то участники public talk говорили о любви вслух. И это правильно – о любви надо вслух! В устах каждого из них это звучало очень лично, я бы сказал, непередаваемо.

Попытаюсь, однако, хоть частично передать эту палитру эмоций любви. Простите, не совсем «в порядке регламента».

Импульс разговору, открыв его, задала директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. Она рассказала, как непросто рождалось прекрасное венецианское «дитя» в царицынских дворцово-парковых кущах. Задумана была экспозиция ещё в 2018 году, должна была состояться в 2020-м, но грянула пандемия, и привычный для музейщиков процесс согласования-формирования/ приёма-передачи экспонатов пришлось осуществлять практически по зуму. А ещё… кто бы мог предположить, что маска, привычный атрибут маскарада и укоренившийся в нас венецианский образ, вдруг станет совсем не романтичным символом наших дней?

Воспоминания о том, как всё создавалось, дополнила  куратор выставки «Под маской Венеции» Дарья Колпашникова. Она говорила не просто о любви, без которой проект не состоялся бы, а о том особом качестве, что унаследовано от поколения советских искусствоведов и, как выяснилось, свойственно и нынешним сподвижникам красоты — искусствоведам. Это любовь на расстоянии. Многие десятилетия прошлого века те, у кого училась Дарья, искренне и страстно любили Италию, Венецию, но именно на расстоянии. И потом, в новые времена, уезжая отсюда, привычно прощались со своим объектом любви почти как навсегда: Ирина Антонова, легендарный директор Пушкинского музея, говорят, покидая Венецию, долго не могла остановить слёз.

В 2018 году, на Венецианской Биеннале, царицынцы удивили венецианцев смелостью замысла. Но им поверили. Вместе готовились, вместе даже сделали две книги – взрослую и детскую. Выставку, увы, пришлось отложить – и тут-то пригодилось это генетическое качество отечественных искусствоведов – любовь на расстоянии. Оно «заразило» (в дни пандемии вынужден заковычивать это слово) и итальянских коллег. И выставка, несмотря и вопреки, состоялась!

В своих чувствах к Венеции признавались известный архитектор Сергей Чобан, продюсер Алексей Боков. Первый из них обозначил ряд аналогий, аллюзий, ассоциаций, которые ещё не раз прозвучали в этом разговоре. Родился он в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде, который принято именовать Северной Венецией. Здесь, в Царицыно, он повсюду видит следы авторского, баженовского вдохновения мягкой готикой, а это ведь и есть Венеция. Но, как оказалось, больше всего Венеция напоминает российскому зодчему Ростов Великий с его светлыми, устремлёнными ввысь куполами (Да, подумал я в тот момент, кремль Ростова Великого прекрасен, если бы при этом не был так запущен, разбит и неуютен сам город – прим. КИ).

Много, очень много в русской культуре от итальянской. След этих корней русской архитектуры можно наблюдать и в Венеции. Словом, Венеция была, есть и будет бесконечным источником творчества российских художников. Да и в целом, без венецианской эстетики – от Тициана до Тёрнера – не из чего было бы вырасти целым направлениям, эпохам в мировом искусстве. Венеция – это подлинник, и многое в этом мире – её копия.

Не правда ли, точнее не скажешь?

Схожие эмоции прозвучали из уст Алексея Бокова. Сегодняшняя Венеции для него – это город инноваций (впрочем, здесь изначально, во все эпохи был инновационный подход к любому строительству). В сочетании с аутентикой старых мастеров Венецианская Биеннале давно уже стала лабораторией смыслов в искусстве. По всей планете проходит примерно 320 биеннале, а Венеция была и останется местом Биеннале №1, где были заложено основы множества современных форм – вплоть до акционизма. Ну, а Венецианской кинофестиваль диктует тренды авторского кинематографа.

О любви, словом, говорили все. Но были среди спикеров эти двое… Когда микрофон оказывался в руках кого-то из них, мне почти беспаузно хотелось (но сдерживался!) подпрыгнуть со своего зрительского стула, обнять оратора, прокричав ему «на ушко» нечто вроде: «Да же, да! И я именно это чувствовал!»

Первым стал народный артист России, руководитель театра «Сатирикон»  Константин Райкин, а для «меня внутреннего» Костя Райкин (нет, мы не знакомы), прекрасный сын прекрасного отца, за творческим взрослением которого мы всей семьёй некогда с радостью наблюдали, талантливый мальчик, выросший в талантливого актёра и режиссёра, обаятельнейшая личность притом.

Он говорил как будто про меня. Долго, в своём советском детстве и юности, слышал Райкин о Венеции, потом даже успел сыграть несколько итальянских ролей (а я тоже успел в те «довенецианские» годы отчасти филологически осмыслить Венецию – не без помощи Иосифа Бродского с его «Набережной неисцелимых»). Например, всенародно, помнится, любимую роль «Труффальдино из Бергамо» («Вообще-то из Бергамо, – подчёркивает Константин Аркадьевич, – но в ритмике тех времён почему-то «устроилось» иное ударение»).  Впервые он приехал сюда уже в перестроечное время – с семьёй. Но семью вскоре «бросил», и целую неделю бродил по городу один. Не мог насытиться («Простите, точнее будет сказать: нажраться», – поясняет он) этим городом. Заблудился несколько раз, что ввергало в невыразимый восторг. Понял: да ведь это город-оборотень! Ни в одном городе мира не встретить столько театральности! На каждом шагу! Венеция всё время как бы намекает: вот какой спектакль и вот как, в каких декорациях нужно сделать.

А однажды, в один из следующих приездов, он попал на Венецианский карнавал. Надел маску. И стал иным. Венецианская маска меняет тебя, меняет даже пластику. Неделю Райкин проходил в маске. Вокруг, кстати, невероятной красоты женщины. Тоже в масках (Ага, и я в нынешних санитарных масках московские девушки кажутся круто красивее, потому что загадочнее – прим. КИ). В узких улочках, меж домами развешано разноцветное бельё, и это было тоже из венецианской палитры. Известного уже к тому времени артиста никто не узнавал – в том числе русскоговорящие люди, в компании которых он оказывался. Это было необычайное, театральное ощущение! Ты – уже не совсем ты.

Он стал приезжать сюда регулярно. В театре вышло несколько итальянских, с венецианским «акцентом» спектаклей. Участвовал в них. Сподвиг замечательного Роберта Стуруа после того, как с ним пересёкся в Венеции, поставить в «Сатириконе» редкую пьесу Карло Гольдони «Сеньор Тадеро, хозяин», где сыграл 100-летнего (вот она, «школа» венецианской маски!) старика.

(Но позвольте, Константин Аркадьевич, нечто похожее происходило здесь и со мной! Я поздно, только в свои 50, впервые попал в Венецию: коллеги подарили мне тогда эту поездку – знали ведь, что вымечтанную – на юбилей. Пробыл здесь тоже целую неделю – причём также в полном одиночестве, а  точнее, наедине с любимой – с любимой, как сразу же стало ясно, Венецией. Прилетев, обнаружил, что забыл дома фотоаппарат, и это оказалось роскошным подарком самому себе: можно было, не сужая взгляд микро-окошком окуляра, просто смотреть – во все глаза (телефоны тогда не особо снимали). Прилипать вниманием к витиеватым закоулкам, изразцам, табличкам,к  пышно-компактным соборам, восторженно шарахаться от набрасывавшегося на тебя в каждом храме Тинторетто или Тициана.

Именно в Венеции я впервые восхитился этим кокетливо развешанным бельём поперёк улиц, и теперь увлечённо фотографирую его в любом южном городе. А как я терялся в Венеции! Это вскоре превратилось в игру: ну вот сейчас, залив себя очередной бокальчик красного с попутной забегаловок или отобедав в траттории любимым рыбным супом – тут это просто fish soup, заверну-ка я за этот угол… и пойду, и пойду, куда глаза глядят, а они глядят на красоту и красоту, и красоту, и красоту… А на указатели и таблички – категорически не смотреть! Рано или поздно всё равно выбреду к своему отельчику-двушке, где микрокровать соседствует с микродушем. Нет, я не актёр, хотя когда-то пытался актёрствовать, да и сейчас порой нахально экспериментирую на своих творческих вечерах, но немножко литератор, и ощущение театральности, драматургичности мироздания Венеция мне тоже подарила

А ещё я здесь забрёл как-то на территорию Еврейского гетто и проникся вашими еврейско-итальянскими аллюзиями, Константин Аркадьевич).

«Под занавес» Константин Райкин устроил нам Театр. В своей импровиз-миниатюре, которую, предполагаю, он мысленно назвал «Памятничек», этот большой (большущий!) актёр словами и пластикой тоже выразил Любовь. Любовь к Венеции.

Вторым же человеком, от единения в чувствах с которым мне постоянно приходилось удерживать себя на протяжении всего его монолога, был Фабио Мастранджело, один из самых ярких современных дирижёров, человек, уже 20 лет живущий в Санкт-Петербурге, возглавляющий Петербургский театр «Мюзик-холл» и ещё несколько известных музыкальных коллективов, приглашенный дирижер Мариинского театра и множества других российских театров. Родившийся в самом русском городе Италии Бари (бывал и я там – поклонился мощам Святого Николая), в Венецию он попал впервые лет в 6-7.

Маэстро своей российской судьбой, кстати, тоже ведь по-своему иллюстрирует это «попадание в ноту»: Венеция ~ Северная Венеция, то бишь Питер.

А для меня эта «нота» ещё и созвучна нашему Иосифу прекрасному – Бродскому, который, помните, в молодости писал: «На Васильевский остров я приду умирать», но похоронен, как, в конце концов, завещал, на кладбище острова Сен-Микеле близ Венеции. Завещать то же самое после Бродского, согласитесь, выглядело бы банальностью.

Впрочем, по окончании public talk я всё-таки не удержусь и подойду к Фабио.

Дело в том, что мы с маэстро немного знакомы: «вместе» (он на сцене, я в ложе прессы) участвовали несколько лет назад в трёх великолепных фестивалях «Тремоло» в Тольятти. Потому и решился подойти к нему – и выразить свои чувства. За что и был вознаграждён – приглашением на заключительный вечер ежегодного питерского опен-эйр фестиваля «Опера для всех»: здесь 7 августа будут давать мою любимую «Травиату»!

А говорил Фабио Мастранджело, конечно же, о музыке. Ведь Венеция – ещё и город-музыка. Музыка моцартовского «Дон Жуана» (Фабио на итальянский манер произносит: «Джованни»). «Для меня Венеция – это Вивальди, великий композитор неоднозначной судьбы, – делился маэстро Фабио. – Вы знали, что в струнном оркестре Антонио Вивальди играли только девчонки? И город Лукино Висконти с его гениальным фильмом «Смерть в Венеции», в котором звучит музыка Малера».

(При этих его словах я вновь задохнулся: мой любимый фильм Висконти по фантастически исповедальной книге Томаса Манна!)

А ещё Фабио посоветовал: приезжайте, как только появится такая возможность, в Венецию с моря – и вас накроют совершенно уникальные картины.

И это было! Я уже проплывал вдоль венецианских берегов, отправляясь несколько лет назад в роскошный круиз «Венеция – Сочи» на лайнере MSC Opera (да, именно «Опера» – совпадений в мире не бывает; бывает лишь судьба).

Она, Венеция, с моря и впрямь волшебна.

Новое на сайте

Полиция Албании расследует смерть четырех россиян как убийство

Полиция Албании возбудила уголовное дело об убийстве по факту смерти четырех туристов из России. Следователи пока не определились с...

Кому в Украине платят самые большие зарплаты: в перечень попали неожиданные специальности

В Украине за год средняя зарплата увеличилась на 18% до 23,5 тыс. грн. При этом самые средние зарплаты в сфере недвижимости, IT, маркетинга....

День физкультуры и спорта Украины 2021: дата, поздравления, видео и открытки

День физической культуры и спорта в Украине ежегодно отмечается во второе воскресенье сентября. В 2021 году эта дата приходится на 11 сентября.Праздник был установлен...

Рогозин назвал причину переноса пуска ракеты «Протон-М»

По словам главы Роскосмоса, в разгонном блоке "Бриз-М" выявили замечания Выявленные в разгонном блоке "Бриз-М" замечания стали причиной переноса пуска ракеты "Протон-М". Об этом написал...