Отбелили продажи: «серых» электромобилей и гибридов стали ввозить меньше

Следите за нашими новостями в удобном формате Есть новость? Присылайте!

Продажи премиальных электромобилей и гибридов, ввезенных по альтернативным схемам снижаются после 1 апреля, когда были введены правила таможенного оформления. «Серые» машины лишились главного преимущества — более выгодной цены в сравнении с официально поставляемыми моделями. Подробности в материале «Известий».

Энергия иссякла

Падение долей «автомобилей на новой энергии» (New energy vehicles NEV) в мае стало наиболее заметным, отмечают аналитики агентства «Автостат».

— У гибридов доля в апреле 2024 года была 4,4% и у чистых электричек 1,6% это была практически максимальная доля электромобилей за последние месяцы. И мы видим, как сильно она снизилась. Гибриды — 2,7%, электрички — 0,9%, — отметил исполнительный директор агентства «Автостата» Сергей Удалов. Так, продажи самого популярного автомобиля — Zeekr упали в мае на 47%, до 397 штук, а продажи Lixiang, самого популярного премиум гибрида, — на 54%, до 1035 штук. Для сравнения в марте было продано 3617 «Лисяней». Оба китайских лидера не присутствуют на российском рынке официально и поставляются по различным «серым» схемам.

— Мы видим, как быстро Lixiang начал падать — минус 54% май к апрелю. Мы видим, что люди пытались привезти машины в апреле. В мае это имело гораздо меньший смысл, мы видим в мае из-за утильсбора достаточно серьезное снижение продаж по премиальным маркам, которые в первую очередь попали под эти ограничения. Упала доля рынка электромобилей. Все, кто хотел купить электричку по старым правилам «подешевле», сделал это в апреле. В мае продажи электромобилей упали с уровня апреля 2200 до 1100 в мае. Zeekr на первом месте, но упал на 50 процентов. По всем относительно дорогим электричкам падение больше 50 процентов, — отметил Сергей Удалов.

Параллельный импорт в целом снижается — это касается не только «автомобилей на новой энергии». Если в марте было поставлено на учет почти 46 тыс машин, ввезенных по параллельному импорту, то в апреле уже 17, тыс, а в мае, по данным Ассоциации Европейского бизнеса, всего 6,9 тыс. штук.

Стало невыгодно

Удар по поставкам серых машин нанесли новые правила таможенного оформления, которые начали действовать с 1 апреля в отношении электрокаров и гибридов, которые ввозятся в Россию, в том числе и из стран — участниц ЕАЭС. Согласно постановлению правительства РФ, декларация на такие машины теперь должна быть оформлена российской таможней.

Товары, имеющие статус товаров Союза, в том числе автомобили, ввезенные из стран ЕАЭС, обращаются свободно, отмечают в ФТС РФ. Однако в отношении таких товаров необходимо дополнительно уплатить утилизационный сбор, подчеркивают в ведомстве. Сумма утильсбора рассчитывается по формуле, включающей поправочные коэффициенты, зависящие от ранее уплаченных в иных государствах-членах ЕАЭС таможенных платежей.

Эта мера в первую очередь воспрепятствовала ввозу машин с заниженными таможенными платежами, которые попадали в Россию главным образом из Киргизии. Ранее они стоили значительно дешевле машин, официально поставляемых в нашу страну. Ради выгоды покупатели были готовы мириться с отсутствием заводской гарантии, официальной русификации, сложностями с ремонтом. Готовы были к рискам с доставкой автомобиля, непредсказуемым срокам ожидания и предоплате от 50% и выше.

— Электромобили и гибриды росли за счет черных и серых схем поставок через Киргизию. По большому счету все схемы прикрыли. И поставки таких машин теперь не имеют экономического смысла, естественно, их продажи падают. Остаточный спрос все равно есть. Хочет человек, например, Avatr и только его. Электрички, как и гибриды, становятся игрушкой для людей с приличным достатком, — рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Теперь же ценовое преимущество утеряно, что и отразилось на результатах продаж. Уровень цен на авто у серых дилеров вырос и будет увеличиваться. Некоторые продавцы уже начали отказываются от невыгодных марок и моделей. Так имеющиеся в наличии кроссоверы Voyah Free у неофициалов стоят 4,5-4,7 млн руб за машину 2023 года выпуска и 5-5,5 млн руб за машину 2024 года выпуска. На заказ «серые» дилеры готовы привезти эту модель за 4,7–5,8 млн рублей.

Официальное предложение

В настоящее время ценник на гибридный Voyah Free у официалов начинается от 5,5 млн руб, а с учетом всех спецпредложений машину можно приобрести на 500-700 тыс дешевле.

Причем в стоимость уже включены все налоговые и таможенные платежи и пошлины (в том числе и за утилизационный сбор, который при схеме покупки «серой» машины ложится на плечи конечного покупателя) , подлежащие к уплате при официальном ввозе электромобилей на территорию Российской Федерации. Получен сертификат одобрения типа транспортного средства (ОТТС).Плюс заводская гарантия и официальная русификация с обновлением прошивки.

Растет и модельная линейка. Новинка лета, гибридный кроссовер Voyah Free Sport Edition оценен в 5,89 млн с учетом кредитных программ и спецпредложений. Это самый дальнобойный вариант в модельной линейке — суммарный запас хода увеличен до 1 тыс. км (по циклу WLTP). При этом два электромотора выдают пиковые 490 л. с. и 720 Нм), благодаря чему разгон до 100 км/ч занимает менее пяти секунд. Такие машины получили полную русификацию всех экранов и популярные локальные сервисы навигации и мультимедиа. К тому же, на официально купленный автомобиль действует закон о защите прав потребителей, при котором покупатель получает ремонт по гарантии в четко регламентируемый срок.

В ближайшее время дистрибьютор Voyah планирует привезти гибридный седан Passion

Распробовали гибриды

Гибриды набирают популярность в сравнении с электромобилями — по данным «Автостат-инфо», за пять месяцев этого года в России было продано около 10 тыс электромобилей и примерно 25 тыс гибридов. Дальнобойность и меньшая цена в сравнении с чистым электромобилями обеспечили гибридам рост продаж. Сейчас они даже обогнали по популярности дизельные машины.

Впрочем, продажи китайского премиума с традиционными двигателями внутреннего сгорания выше, однако гибриды, как правило, предлагают большую мощность и лучшую динамику.

Без новых игроков

В начале года изменились правила сертификации электрокаров и гибридов из дружественных стран. Теперь при их ввозе в нашу страну импортеры-юрлица должны оформлять на такие машины Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), которое предполагает проведение полного цикла испытаний и тестов. Немногие производители предлагают в России гибридные и электрические модели премиум-класса официально с оформлением ОТТС — Voyah, M-Hero, Seres/Aito, Wey. По словам, экспертов, их количество вряд ли вырастет в будущем.

— На рынке вполне достаточно брендов. Те, кто хотел уже пришли, — считает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.

Ранее директор по операционной деятельности Geely Валерий Тараканов заявил, что у компании нет намерений выводить на российский рынок популярны суббренд электромобилей Zeekr.

Те игроки у которых обозначились более-менее сильные позиции в России, покидать нишу электромобилей и гибридов не будут, считает главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов. Останутся те, кто занимается белым и ввозом.

— У нас сейчас нет мощного рынка, чтобы за него бились на корпоративном уровне. Некоторые электромобили и гибриды, как BYD, например, хорошо продаются в других странах. Если китайских автопроизводителей будут душить санкциями, они не пойдут в Россию, — считает Тарасов.

Серые схемы сохранятся?

При этом некоторые эксперты допускают возникновение новых «серых» схем поставок.

— У нас в стране, когда появляется новый запрет, появляются новые обходные пути, — отметил Игорь Моржаретто.

Остается схема поставок через Белоруссию, добавляет Антон Шапарин

— Отдушина в любом случае есть, но с Белоруссией до конца непонятно. Был случай, когда посредники заявили, что машина их, деньги платили они, документы оформлялись на них, а как возник новый собственник, они не знают, — рассказал Шапарин.

Новое на сайте

Тропический шторм «Эльза» унес жизни не менее трех человек

Тропический шторм «Эльза» обрушился на острова Карибского бассейна. Погибли не менее трех человек. Как передает корреспондент РИА «Новый...

В Киеве предложили отключать уличное освещение во время комендантского часа

В Киеве предложили выключать уличное освещение во время комендантского часа. Предлагается, чтобы в это время работали только светофоры.Соответствующаяя петиция появилась на сайте Киевского городского...

Том Харди готов на все ради кроссовера «Венома» и «Человека-паука»

Известный британский актер Том Харди надеется, что студии Sony Picture и Marvel Studios смогут создать кроссовер объединяющий Эдди Брока и Питер Паркера,...

�гра Stray о бродячем коте будет экранизирована

Постановщиком назначен режиссер мультфильма "Нимона" Разработанная компанией Blue Twelve Studio игра "Stray" о бродячем коте будет экранизирована студией Annapurna Animation, подразделением Annapurna, которое специализируется...

Первые данные клинических испытаний вакцины «Бетувакс» говорят об эффективности

Разработчики вакцины от коронавируса «Бетувакс» получили промежуточные результаты клинических испытаний, которые свидетельствуют о высокой иммуногенности, безопасности и легкой переносимости препарата. Об этом сообщили...